Дир
Дир
Карпов А. Ю.
Дир,
легендарный киевский князь (IX век); в летописи упоминается только вместе со
своим соправителем Аскольдом.
По
версии «Повести временных лет», Аскольд и Дир были «мужами» («боярами»)
новгородского князя Рюрика. После 862
г. (летописная дата «призвания варягов») они отпросились
у Рюрика к Царьграду (в Константинополь, столицу Византийской империи) «с родом
своим» и, проплывая мимо Киева, обосновались здесь. Князья собрали вокруг себя
«многи варяги» и «начаста владеть Польскою (Полянскою. — А. К.) землею». Их
княжение в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты
пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.
По-другому
рассказывается в Новгородской Первой летописи младшего извода, автор которой
называет Аскольда и Дира родными братьями, но ничего не знает об их пребывании
на службе у Рюрика. Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве
хронологически предшествует рассказу о призвании варягов. В Новгородской
летописи сообщается также о войнах, которые Аскольд и Дир в качестве киевских
князей вели с древлянами и уличами — постоянными соперниками полян (киевский
летописец об этом ничего не знает).
С
именами Аскольда и Дира связывается известный поход Руси на Царьград 860 г. (в «Повести временных
лет» этот поход датирован 6374/866 г., в Новгородской Первой летописи рассказ о
походе — без всякого упоминания об Аскольде и Дире — помещен в статье под
6362/854 г.). Однако летописный рассказ о походе целиком заимствован из
византийских хроник, в частности из Хроники Георгия Амартола, а имена Аскольда
и Дира искусственно вставлены в греческий текст русским переводчиком и сами по
себе не могут служить надежным доказательством их действительного участия в
походе.
Некоторые
уникальные известия об Аскольде и Дире содержатся в поздней Никоновской
летописи XVI в., однако степень их достоверности неизвестна. Под 865 г. здесь сообщается о
походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»); под
867-м — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и
принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика. Имеется в тексте
летописи и сведения о четырех (!) походах Аскольда и Дира на Царьград, однако
доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного
похода 860 г.
Иногда
полагают, что Аскольд и Дир были представителями местной киевской племенной
династии, потомками легендарного Кия, основателя города. Об этом, в частности,
писал польский историк XV в. Ян Длугош, в распоряжении которого имелись в том
числе и русские летописи, возможно, не дошедшие до нашего времени. Однако более
вероятно, что в указании польского хрониста отразилось его тенденциозное
стремление доказать обоснованность польских притязаний на Киев как наследие
древней польской династии (ибо Длугош считал поляками и самого Кия, и вообще
полян).
Кроме
того, исследователи ставят под сомнение сам факт того, что Аскольд и Дир в
действительности были соправителями или даже современниками друг друга; вполне
возможно, что таковыми их сделал летописец. Известно, что их могилы находились
в разных частях Киева: могила Аскольда «на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское,
кде ныне Олъмин двор»; могила же Дира «за святою Ориною», т. е. в т. н. «городе
Ярослава». По летописи же, князья были убиты вместе и, по логике летописного
повествования, их могилы должны были бы находиться рядом.
В
литературе нередко встречается указание на то, что имя князя Дира якобы
упоминается — в форме ал-Дир — в средневековых арабских источниках как имя
одного из правителей славян. (Речь идет о сочинении арабского историка,
географа и путешественника середины X в. ал-Масуди.) Однако современные
востоковеды категорически отвергают подобное отождествление неясного имени,
упомянутого у арабского автора (‘л.дир), с именем киевского князя (см., напр.:
Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М.,
2002. С. 69).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|