Давид Бергельсон
Давид Бергельсон
И. Нусинов
Бергельсон
Давид (1884–) — еврейский писатель, беллетрист. Р. в дер. Охримово, возле Умани
(Украина). Глава еврейского импрессионизма и зачинатель так наз. киевского
периода в еврейской литературе. до этого центрами еврейской литературы были
Варшава и Вильно. Творчество Б. знаменует собой начало перехода литературной
гегемонии от еврейских писателей Польши и Литвы к еврейским писателям Украины,
а затем СССР. Среда, которую Б. живописует, — еврейская средняя буржуазия. Его
основной образ — интеллигент, «лишний человек», пришедший после 1905, богатый
опытом революции, но без перспективы революции. Дебютировал Б. в 1909 повестью
«Вокруг вокзала», напечатанной им за свой счет, так как издатели не удостоили
его вниманием и не рискнули напечатать произведение никому неведомого
начинающего писателя. Повесть однако была тотчас оценена критикой и поставила
Б. в центре еврейской литературы. Центральная фигура повести — маленький
коммерсант, неудачник Бейнеш Рубинштейн — первая фиксация стержневого образа
Б., образа екклезиастически-настроенного лишнего человека. Дальнейшее его
развитие в шедевре Б. «Noch Alemen» (Все кончено, 1913), в неоконченных романах
«In fartunkelte Zeiten» (Сумеречное время) и «Opgang» (Отход). (Последние два
романа начаты в 1913, но из-за войны были опубликованы в 1918 и 1920 в I и II
сборниках «Eigns», вышедших под редакцией Б. и Нистора в Киеве.) «Все кончено» для аристократа
Гдальи Гуревица, вытесненного из жизни разбогатевшими выскочками, и для его
дочери Миреле, которая, являясь последней в роде, несет в себе
екклезиастическую мудрость отживших веков и больше никого не может полюбить,
потому что «кто-то до нее прожил ее
весну». Она пришла в мир состарившейся, изжившей иллюзии любви, молодости,
личного счастья, даже материнства. Ее разочарования не являются результатом
неоправданного активного стремления к радостям жизни; она — пассивное
созерцание, полное глубокого сознания иллюзорности человеческого счастья и
невозможности человеческой радости. В следующих романах Б., углубляя свой
образ, раскрывает его социальный генезис: интеллигенты Мейлах и Хаим-Мойше
(«Отход»), бывшие участники революции 1905, сейчас чувствуют себя чужаками. Из
мира, куда они посланы творцом, надо уйти. Мейлах кончает самоубийством,
симулируя тяжелую болезнь: «Надо уйти тихо, не разбудив младенцев». Его друг
Хаим-Мойше настаивает на том, что, уходя, надо хлопнуть дверью. Оба, как и все
окружающие их интеллигенты, никуда больше не стремятся, ибо все они живут
чувствами Миреле («Noch Alemen»); «кто-то до них прожил их весну».
Екклезиастический пессимизм Б. — результат того, что он вошел в литературу
между двумя революциями. Он знает разочарование неудавшейся революции и не
видит впереди ее возрождения. Почувствовать ее возврат не дает ему его
социальная среда: буржуазно-демократическая интеллигенция, нисходящая еврейская
буржуазная аристократия и тупые, самодовольные, разжиревшие выскочки. Романы
Бергельсона знаменуют собой новую эпоху в истории еврейского романа, а его
образы стали типовыми фигурами еврейской буржуазии, интеллигенции, в частности
еврейской женщины после революции 1905. Творчество Б. — новый этап в еврейской литературе.
Продолжатель реализма Флобера (с «М-м Бовари» критика, в частности немецкая, и
сравнивала его «Noch Alemen» после выхода в 1923 немецкого перевода этой
книги), Б. обогатил еврейскую литературу приемами после-мопассановского
импрессионизма и утвердил в ней метод углубленного художественного показа,
вытеснившего из еврейской литературы прием описания и рассказа Ш. Аша.
Октябрьская революция стала для Б. на ряд лет источником кризиса. Погиб его
класс. Отвергнут революцией и раздавлен ее волевой действенностью его пассивно
тоскующий интеллигент. В первые годы революции, 1918–1920, Б. дописывает свои
образы, вынесенные им до революции, но не осуществленные из-за войны 1914–1918.
В
начале 1921 Б. эмигрирует в Германию, начинает сотрудничать в
желто-социалистической американской газете «Форвертс». Контраст побежденной и
порабощенной буржуазной Германии и Октябрьской России, контраст бульварной
еврейской прессы Америки и Польши, к которой ему приходится приспособляться, и
советской еврейской прессы и книги помогают ему изжить свой кризис. В 1925 в
эмиграции Б. организует журнал «In span» (В запряжку), в котором зовет еврейскую интеллигенцию тащить
«телегу революции». Продолжая жить в Берлине с небольшими перерывами — дважды
приезжал в СССР на несколько месяцев — Б. за эти годы создал роман «Midas
Hadin» (Судимы по делам), сборник рассказов «In sturm täg» (Во дни бури) и
драму «Oiben und Unten» (Верх и низ).
Роман
и рассказы изображают встречу с революцией погибающей еврейской буржуазии,
интеллигенции, из которой худшие погибают, а лучшие возрождаются. «Midas Hadin»
(русск. перев. подготовляется «Молодой Гвардией»), — провозглашающее
справедливость того, что революция должна была судить не по милосердию, а в
соответствии с жестокими деяниями прошлого, ибо только так она могла
осуществить свои великие исторические задания, — принадлежит к лучшим
произведениям, посвященным гражданской войне в СССР. Драма «Oiben und Unten» —
переработка его раннего рассказа «Der toiber» (Глухой) — отображает стихийную
борьбу еврейских рабочих с предпринимателем до 1905. Драма принята театром
Пискатора в Берлине и Белоруским гос. Еврейским театром в Минске. За последнее
время Б. опубликовал ряд рассказов, посвященных жизни рабочих в СССР («Юбиляр»
и др.) и выявляющих новую идеологическую устремленность писателя. Сейчас Б.
печатает два своих последних произведения: повесть «Af beide seiten» (По обоим
берегам), изображающую оторванный от СССР городок, лежащий на берегу реки: на
противоположном берегу СССР — там жизнь, здесь в оккупации — тень жизни.
Роман
«Birger Woli Brener» (Гражданин Воли Бренер) изображает старика еврея, всю
жизнь проведшего в лесу в качестве служащего у лесопромышленников; сейчас он
продолжает работать на государственных лесозаготовках. Революция — цепь
испытаний для его народа, семьи и вековых традиций и убеждений. Но опыт народа,
страны, семьи привел его к сознанию, что справедлив закон революции. Он больше
не служащий, а «акционер» своих лесов, СССР, мира.
Список литературы
Литваков
М., Umruh, т. I, Киев, 1918; т. II, М., 1925
Добрушин И., Unser Impressionism, «Strom», № 4, М., 1923
Ойслендер Н., Weg-ein, weg-ois, Киев, 1925.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|