Данилевский Николай Яковлевич
Данилевский Николай Яковлевич
С.И. Бажов
Данилевский
Николай Яковлевич (1822— 1885) — философ, идеолог панславизма, публицист,
естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов — первого
варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби.
В
1843—1847 учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та. С 1845
посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского; в 1848 арестован по делу Петрашевского
и летом 1850 направлен в административную ссылку. Позднее участвовал в работе
десяти научно-практических экспедиций.
Творчество
Д. включает работы по ботанике, зоологии, этнографии, экономике, статистике, а также
публицистику. Наиболее крупные труды: книги «Россия и Европа. Взгляд на культурные
и политические отношения славянского мира к германо-романскому» и «Дарвинизм.
Критическое исследование». Критика Д. учения Ч. Дарвина основывалась на материале
биологии и на аргументации философско-телеологического характера.
В
кн. «Россия и Европа» излагалось учение о взаимоотношениях славянского и германо-романского
миров, опиравшееся на оригинальный теоретический фундамент —
философско-историческую доктрину, получившую в научной литературе наименование
«теория культурно-исторических типов». Предпосылками теории
культурно-исторических типов являются отказ от западнической ориентации в области
социальной философии, интерес к славянофильству и, одновременно, указание на недостаточность
его научно-теоретической базы; органицистский натурализм, т.е. отождествление
социального и органического образований, а также специфическая теория природы —
признание определяющими в организме его собственных, а не общего эволюционного
закона.
Вопреки
широко распространенному представлению об истории как об эволюционно-стадиальном
движении единого человечества Д. изобразил историю в виде совокупности
«биографий» отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций).
По
Д., в общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы и органической
материи. В качестве специфической основы культурно-исторического типа выступают
самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся др.
культурно-историческим типам.
Поскольку
культурно-исторический тип — органическое образование, его эволюция заключается
в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до старости и смерти.
Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального
этнофафического состояния к государственному и цивилизованному.
Всего
в истории Д. насчитывал 10 культурно-исторических типов, всесторонне им анализировались
только два из них — германо-романский и славянский. Историческую миссию России
Д. видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.
Публикация
«России и Европы» вызвала длительную полемику, в которой сторонниками Д.
выступили Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, а критиками — B.C.
Соловьев, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др.
Список литературы
Дарвинизм.
Критическое исследование. СПб., 1885—1889. Т. 1—2
Сборник
политических и экономических статей. СПб., 1890; Россия и Европа. Взгляд на культурные
и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.
Голосенко
И.А. Н.Я. Данилевский // Социологическая мысль в России. Л., 1978
Бажов
СИ. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|