Черубина де Габриак
Черубина де Габриак
Елизавета
Ивановна Васильева (урожд. Дмитриева)
31.III.
(12.IV.)1887 - 05.XII.1928
Черубина
де Габриак - самая знаменитая мистификация в русской литературе начала XX века,
автором которой была Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) и
Максимилиан Волошин.
Летом
1909 года в Коктебеле в Крыму, в гостях у Волошина был придуман звучный
псевдоним, создана маска таинственной иноземной красавицы и отобраны
стихотворения, способные заинтриговать столичную художественную элиту. С тех
пор в течение года редактор журнала "Аполлон" С. Маковский регулярно
получал мелко исписанные листки в траурной кайме со стихами, исполненными
трагико-романтической патетики.
Наибольший
интерес в кругу "аполлоновцев" возбуждали полупризнания прекрасной
незнакомки: она намекала, что происходит из древнего, едва ли не царского рода,
необычайно хороша собой, томится на чужбине и несет крест избранничества и
мучительной любви. Стихами Черубины "бредили", И. Анненский писал в
своей предсмертной статье: "Пусть она даже мираж... я боюсь этой инфанты,
этого папоротника, этой черной склоненной фигуры с веером около
исповедальни..."
Когда
литературная игра зашла уже настолько далеко, что С. Маковский всерьез
влюбился, а фантазии поверила даже ее создательница (тонкая, суеверно-чуткая Е.
Дмитриева стала отождествлять себя с Черубиной, ощущать ее как подлинное и
более реальное воплощение своего "я"), мистификация неожиданно
раскрылась: переводчик И. фон Гюнтер, тоже сотрудник "Аполлона", под
гипнозом выведал у Елизаветы Дмитриевой тайну Черубины.
Разочарование
испытали все (даже через много лет С. Маковский, пристрастно и зло описывая
встречу с Е. Дмитриевой-Черубиной, не мог простить розыгрыша, выставившего его
в смешном свете). Защищая честь Дмитриевой, М. Волошин вызвал на дуэль Н.
Гумилева. Для самой поэтессы этот скандал обернулся трагедией: "я -
художник умерла". Она замолчала на несколько лет, а вернувшись примерно в
1915 г. к поэзии ? в пору ее сближения с Антропософским обществом - писала
Волошину: "Черубина никогда не была для меня игрой... Черубина поистине
была моим рождением; увы! мертворождением". "Черубина" жила
всего год, но это время Марина Цветаева определила как "эпоху Черубины де
Габриак".
У
Елизаветы Дмитриевой (все оставшиеся годы проведшей, по сути, в борениях с
"Черубиной") была иная биография и иная судьба. Она родилась в
Петербурге в бедной дворянской семье учителя чистописания. Отец рано умер от
чахотки, а сама она в детстве и юности страдала тем же недугом
("туберкулез и костей и легких"); в течение нескольких лет была
прикована к постели, год была слепа, на всю жизнь осталась хромой. "Люди,
которых воспитывали болезни, они совсем иные, совсем особенные"
(автобиография). В 1904 г. окончила Василеостровскую гимназию, в 1908 г. -
Женский педагогический институт (занималась средневековой историей и
средневековой французской литературой). Слушала лекции в Петербургском
университете и Сорбонне. Работала учительницей русской словесности и печатала в
теософских журналах переводы с испанского.
Стихи
(примерно с 1908 г.) посылала Волошину; в 1909 г. ходила на "башню" к
Вяч. Иванову. На обложке "Аполлона" в числе сотрудников постоянно
значилась Е. Дмитриева (а потом, вместе с ней - Черубина де Габриак). После революции
ненадолго попала в Екатеринодар, где вместе с С. Маршаком работала для детского
театра. Вернувшись в 1922 в Петербург, первое время продолжала сотрудничать с
ТЮЗом, затем перешла в Библиотеку Академии наук. За участие в Антропософском
обществе в 1927 году была сослана в Ташкент. Там написала последнюю книжку
стихов от имени китайского поэта, заброшенного на чужбину, - "Домик под
грушевым деревом".
Домик
под грушевым деревом
"Букет
из павлиньих перьев"
На
столе синий-зеленый букет
Перьев
павлиньих...
Может
быть, я останусь на много, на много лет
Здесь
в пустыне...
"Если
ты наступил на иней,
Значит,
близок и крепкий лед"...
Что
должно придти, то придет!
9.IX.[1927]
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|