Буренин Виктор Петрович
Буренин Виктор Петрович
Буренин,
Виктор Петрович [7(19).3.1841, Москва, - 15.8.1926, Ленинград] - русский поэт,
известный критик, драматург и публицист.
Сын
архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном
училище. Литературную деятельность начал в 1861 (корреспонденция в
"Колоколе).
Первыми
печатными произведениями его были юмористические куплеты: "Шабаш на Лысой
горе, или Журналистика в 1862 г." (в "Искре" 1862 г.) и
"Драматические сцены" по поводу выхода "Современника" (в
"Современнике" 1863 г., кн. 4), за подписью "Владимир
Монументов".
На
страницах "Искры" 1863 - 66 годов появился ряд юмористических
стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале "Зритель" Буренин
поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических
очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами.
В
1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал
своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета
Виллие . В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда,
Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова,
Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в
"Библиотеке для чтения" Боборыкина , в "Русском Слове"
Благосветлова и в "Вестнике Европы" (с 1868 г.), "Беседе",
"Деле"; писал также в "Неделе" (под псевдонимом
"Благонамеренного гражданина"), в "Отечественных Записках"
редакции Некрасова ; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и
оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под
общим заглавием "Военно-поэтические отголоски" (1871, кн. 1 и 3). Эти
стихотворения подписаны псевдонимом "Выборгский пустынник" так же,
как и "Песнь о Педефиле и Педемахе" (вышучивание Каткова и Леонтьева
), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6).
Начиная
с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в
качестве одного из постоянных сотрудников "Санкт-петербургских Ведомостей"
редакции В.Ф. Корша , где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его
обзоры "Журналистики" и критические фельетоны, подписанные буквою Z.
Под псевдонимом "Маститого Беллетриста" он печатал там же свои
рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных
застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над
консервативными писателями "Русского Вестника" так ожесточили
последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета.
Но
вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом
редакции газеты "Новое Время" и одним из главных застрельщиков
реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его "Критические очерки"
и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом "Граф
Алексис Жасминов".
Отдельные
сборники сочинений Буренина: "Очерки и пародии" (СПб., 1874);
"Былое", стихотворения (СПб., 1880); "Стрелы",
стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); "Песни и шаржи",
новые стихотворения (СПб., 1886); I - "Мертвая нога" (таинственный
процесс) и II - "Роман в Кисловодске" (3-е изд., СПб., 1889 - две
повести); "Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого
Беллетриста и пр." (СПб., 1879); "Критические очерки и памфлеты"
(СПб., 1884); "Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд"
(СПб., 1884); "Критические этюды" (СПб., 1888); "Хвост"
(собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); "Пипа и Пуся",
юмористические рассказы" (СПб., 1894); "Голубые звуки и белые поэмы"
(1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи "Анджело" (СПб.,
1875) и драматические произведения: "Медея" (СПб., 1884, в
сотрудничестве с А. Сувориным); "Мессалина" (1885); "Смерть
Агриппины" (СПб., 1886); "Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне
Василисе Микулишне" (М., 1890); "Пленник Византии" (драма,
1893); "Диана Форнари" (драма, 1894); "Все хорошо, что хорошо
кончилось" (комедия, 1893); "Матрона Эфесская" (оперетта, музыка
Иванова ); "Ожерелье Афродиты" (драма, 1896); "Потонувший колокол"
(перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); "Сердце принцессы Озры"
(1898); "Забава Путятишна" (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897);
"Не знаешь, где найдешь" (комедия, перевод); "Женщина с
кинжалом"; "Нерон" (трагедия, перевод); "Императрица Византии"
(драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник
"Театр" (т. I-II).
Буренин,
как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных
поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется
поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и
шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех
чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных
оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем
ожесточеннейшего противника.
Но
литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным
отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В
академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что
неразрывно связано с представлением о "Новом Времени", в лице
Буренина получило свое наиболее яркое выражение.
Соч.:
Сочинения, т. 1-5, СПБ. 1912-17; Поэты "Искры". [Ред. и примеч. И.
Ямпольского], Л., 1933; то же, т. 2, Л., 1955.
Список литературы
Михайловский
Н. К., Письма постороннего..., Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1908
Там
же, О г. Буренине. т. 6, СПБ, 1909.
|