Булгаков М.А.
Булгаков М.А.

Михаил Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии.
Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет
как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия,
но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк
"Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский
факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание
"лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия
Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой
войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета,
летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте.
Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где
стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г. - Вяземской
городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов
писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925-1927).
После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был
мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь
появилась первая его публикация ? газетная статья под заглавием "Грядущие
перспективы" (1919). Написана она с позиции неприятия "великой
социальной революции" (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в
пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не
принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него
крушение самой России, родины ? как истока всего светлого и дорогого в его
жизни.
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков
готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г.
он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он
сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни
своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для
Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он
брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при
содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со
временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет:
"Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу"
вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей),
"Рупора", "Рабочего", "Голоса работника
просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном
приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были
опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная
корона", "Чаша жизни" (все? 1922). Среди множества ранних произведений,
написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим
художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). В его
творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной
литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе
многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и
популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие
эксперименты (отсюда ? сатирические колкости в его произведениях по адресу В.
Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с
раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая
инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием
"Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и
прямо называл его своим учителем. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от
зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были
опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман
вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью
писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал
пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является
самостоятельным произведением.
Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из
мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный
сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И.
Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к
"контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на
мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном
аншлаге.
В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него
изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его
произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со
сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь
удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и
пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина
квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический
памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным
театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.),
впоследствии запрещались.
На рубеже 1920-30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля
в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой
ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо
правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и,
следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За
упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову
(1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил
работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического
выживания. В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится
тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных
исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая
повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса
"Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита").
Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую
известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти
на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).
Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в
себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также
художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой
судьбы. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы
"Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной
заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была
запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление
писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова,
привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в
Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|