Бондаренко И.Е.
Бондаренко И.Е.

Бондаренко
Илья Евграфович
Годы
жизни: 18.07.1870 - 21.07.1947
Архитектор.
По
окончании Уфимской гимназии в 1887 г. поступил в МУЖВЗ, где находился под опекой
видного московского зодчего А.С. Каминского. В 1891 г. после нескольких лет
учебы оставил училище, не закончив его. Образование завершил на Строительном
отделении Политехникума в Цурихе (Щвейцария) в 1894 г. Там же познакомился с
известным купцом И.А. Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных
рисунков для тканей.
С
осени того же года работал в строительной конторе Московского Купеческого
Общества руководил постройкой здании Духовной консистории на Мясницкой ул.,
возводившейся по проекту В. Г. Сретенского; кроме того работал в мастерской
архитектора А. Е. Beбера, а в 1895-1896 годах - в мастерской Шехтеля.
С
1895 скрупулезно изучал русское искусство в Государственном Историческом музее
и музее П.И. Щукина. С 1896 г. примыкал к Мамонтовскому кружку; в 1898-1899 гг.
сотрудничал с гончарным заводом "Абрамцево". Скорее всего, именно это
обстоятельство способствовало привлечению Бондаренко для проектирования
павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже (1899-1900).
Как известно, этот международный смотр достижений науки, техники,
промышленности и культуры стал мощным проводником стиля модерн в зодчество
большинства европейских стран, в том числе, России.
Яркие
экзотические национальные формы выставочных павильонов так называемой Русской
деревни в Париже, разработанные Бондаренко совместно с художником К.А.
Коровиным, оказались у истоков неорусского стиля - национальной модификации
нового архитектурного направления. Они отразили богатые образные и декоративные
впечатления, накопленные Б. во время путешествия по древнерусским городам
Поволжья в конце 1890-х годов и по деревням Русского Севера. В дальнейшем
творчестве зодчего именно этот язык архитектурных форм получил наибольшее
развитие.
В
1900-1905 гг. состоял архитектором Иверской Общины Красного Креста. В 1902 г.
Бондаренко принял активное участие в знаменитой московской выставке Архитектуры
и художественной промышленности Нового стиля, ставшей точкой отсчета в широком
распространении модерна в застройке Москвы. Он представил на ней предметы
мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз.
Автор
первого и нескольких последующих старообрядческих храмов в Москве и ее
окрестностях, возведенных после Манифеста 1905 г. и заложивших образные основы
новейшего этапа старообрядческого храмостроения, внесшего заметный вклад в
формирование облика города 1900-1910-х годов. Самыми выдающимися среди них были
московские храмы в Токмаковом и Малом Гавриковом переулках, а также храм в
Богородске Московского у. В них ясно выразились основные архитектурные приемы
зодчего, составляющие его творческий почерк - образный лаконизм и
выразительность, внимание к прорисовке силуэта, частое использование фасадной
майолики или живописных панно.
В
своих работах Бондаренко свободно комбинировал формы, генетически связанные с
древнерусским зодчеством, но сильно стилизованные и утрированные. Его явно
увлекала глубоко национальная архитектурная пластика Пскова и Новгорода, но
пропущенная как бы через горнило Мамонтовского кружка. Его произведения в неорусском
стиле явились последовательным продолжением принципов, заявленных еще в
1881-1882 гг. В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым в абрамцевской церкви.
Неслучайно почти все храмы Бондаренко также были украшены керамикой завода
"Абрамцево", игравшей в них ведущую декоративную роль.
Активный
член Императорского Московского Археологического Общества. Член МАО с 1913 г.,
член Международного конгресса архитекторов от МАО. Председатель Комиссии по
устройству Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности на
V Всероссийском съезде зодчих в Москве, секретарь этого профессионального
форума.
Талантливый
рисовальщик Бондаренко немало работал в сфере прикладной графики и
промышленного дизайна: выполнял эскизы обложек настенных календарей, афиш
Кружка любителей русской музыки, предметов прикладного искусства, мебели.
Принимал участие в оформлении спектаклей Частной Русской оперы, выполнял
декорации по эскизам М. А. Врубеля, Увлекался литературным сочинительством - в
1889-1890-х годах писал рассказы. Коллекционировал книги по искусству, истории
Москвы, а также старинные гравюры.
Широко
образованный зодчий, знаток московского ампира, увлечение которым началось еще
в 1904 г. с публикации ряда статей по московскому классицизму. Организатор
"Кружка любителей искусств" по изучению эпохи "ампира"
(1908 ) Устроитель раздела "Москва в эпоху Отечественной войны" на
юбилейной выставке в память войны 1812 г. Бондаренко был одним из создателей
"Исторической выставки архитектуры"(1913), где были впервые
представлены подлинные чертежи Д. Джилярди и А. Григорьева, найденные им в
Историческом музее.
Автор
многих историко-архитектурных исследований, в том числе, первой монографии о
творчестве архитектора М. Ф. Казакова, подготовленной к 100летию со дня его
смерти.
Наиболее
значительная часть архитектурного наследия Бондаренко приходится на
дореволюционный период, после 1917 г. он отошел от строительной деятельности,
перейдя к организационной и историко-архитектурной работе. После революции он
работал в составе Коллегии по охране памятников искусства и старины, обследовал
памятники Верхней и Средней Волги. В 1919 - 1921 гг. был директором Управления
художественных музеев в Уфе, организовал там Государственный Художественный
музей с библиотекой и Уфимский политехникум. После возвращения в Москву состоял
членом Деткомиссии ВЦИК (до 1923 г.), членом правительственной комиссии по
восстановлению Ленинграда (1924-1926), экспертом Высшей арбитражной комиссии
Совета Труда и Обороны (1924- 1926).
В
конце 1920-х - в 1930-е годы Бондаренко вновь вернулся к активной архитектурной
практике, разработав и осуществив немало перестроек музейных зданий и
учреждений Москвы, а также некоторых других городов. Он работал архитектором
Государственного Исторического музея (1926-1927), был членом МУНИ Отдела
благоустройства Моссовета (1928-1930), сотрудником Института Гражданотерапии
(1931-1933), экспертом Отделения Проектирования и планировки Моссовета
(1934-1937), главным архитектором Строительного отдела Мосэнерго (1935-1939).
С
1940 г. практически полностью переключился на научные исследования, хотя в 1943
- 1944 гг. состоял в должности главного архитектора Ваганьковского и Армянского
кладбищ; с 1942 по 1946 г. прочитал около 100 лекций в госпиталях, главным
образом, посвященных истории архитектуры Москвы; изредка привлекался для
различных консультаций, в 1945-1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого
дворца в Калинине (Тверь).
В
отличие от большинства архитекторов своего времени написал в 1930-х годах
мемуары, в которых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы начала
XX столетия. Это уникальный литературный памятник эпохи, позволяющий не только
увидеть процесс архитектурно - стилистического развития города глазами
современника, принимавшего в нем непосредственное участие, но и вжиться в проблемы
и интересы профессиональной среды, узнать имена ее авторитетов и чужаков.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|