Биография Николая Гумилева
Биография Николая Гумилева
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай
Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более
широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и
завершилась трагично.
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по
старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом.
Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Стихи и
рассказы Гумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворение
появилось в газете “Тифлисский листок” в Тифлисе, где семья поселилась в 1900
году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в 7-й
класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и
педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика. Учился
Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи
в литературе ставил для себя единственной целью. Окончив гимназию, он уехал в
Париж, успев выпустить до этого первый сборник “Путь Конквистадоров”. Эту книгу
юношеских стихов он, видимо, считал неудачной и никогда не переиздавал ее.
В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по
французской литературе, изучал живопись и издал три номера журнала “Сириус”,
где печатал свои произведения, а также стихи царскосельской поэтессы Анны
Горенко (будущей знаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой.
В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева
“Романтические цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый сборник
поэта, в рецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодого
автора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет
пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не
подозреваемые”.
Приехав в Россию, Гумилев сближается с Вяч. Ивановым,
под руководством которого была создана так называемая “Академия стиха”. Одним
из инициаторов ее организации стал Гумилев. В основанном С.Маковским журнале
“Аполлон” он начинает постоянно печатать свои “Письма о русской поэзии”,
собранные в 1923 году Г.Ивановым в вышедший в Петрограде отдельный сборник.
В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью
этого года впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное
путешествие.
“Я побывал в Абиссинии три раза, и в общей сложности я
провел в этой стране почти два года. Свое последнее путешествие я совершил в
качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академии наук”,- писал в
“Записях об Абиссинии” Николая Степанович Гумилев.
Можно только восхищаться любовью русского поэта,
путешественника, к великому, его людям и культуре. До сих пор в Эфиопии
сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в
подготовленный им сборник “Шатер”, и сухая точная проза дневника - дань его
любви к Африке.
Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему
широкую известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал
учителем. Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов
писал: “...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному
мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно
обдуманными и утонченно звучащими стихами”.
А Вяч. Иванов именно в “Жемчугах” увидел точки
расхождения Гумилева с Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. Характерно,
что именно с освобождением от влияния Брюсова связан поиск своего места в
русской поэзии начала века таких разных поэтов, как Блок и Гумилев.
Многие стихи “Жемчугов” популярны, но, конечно, прежде
всего знаменитая баллада “Капитаны”. Свежий ветер настоящего искусства
наполняет паруса “Капитанов”, безусловно, связанных с романтической традицией
Киплинга и Стивенсона. Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.
До конца дней он сохранил верность этой теме, и она при всем многообразии
тематики и философской глубине поэзии позднего Гумилева бросает совершенно
особый романтический отсвет на его творчество.
Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма
выявила глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на
символизм возникло созданное Н.Гумилевым и С.Городецким новое литературное
течение - акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение Цех
Поэтов. Организационное собрание Цеха, на котором присутствовал А.Блок,
состоялось на квартире С.Городецкого 20 октября 1911 года.
Акмеисты, противопоставляющие себя не только
символистам, но и футуристам, организационно оформились вокруг Цеха Поэтов,
издавая небольшой журнальчик “Гиперборей”.
На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота,
утверждение реальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику”
символистов. “У акмеистов,- писал в журнале “Аполлон” С.Городецкий,- роза опять
стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими
мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще”.
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни.
Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти
были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских “Георгия” -
служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашли
отражение темы войны:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о
психологических особенностях его личности. Гумилева не зря называли поэт-воин.
Современник поэта писал: “Войну он принял с простотою современной, с
прямолинейной горячностью. Он был пожалуй, одним из тех немногих людей в
России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”. Но Гумилев
видел и сознавал ужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая
романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко
выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.
В “Колчане” же начинает рождаться новая для Гумилева
тема - “о России”. Совершенно новые мотивы звучат здесь - творения и гений
Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он
постепенно расширяет и углубляет свои темы, а в некоторых стихотворениях
достигает даже пугающей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Октябрьская революция застала Гумилева за границей,
куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался
восточной литературой, переводил, работал над драмой “Отравленная туника”. В
мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватила тогдашняя
напряженная литературная атмосфера. Н.Гумилев вместе с А.Блоком, М.Лозинским,
К.Чуковским и другими крупными писателями работает в созданном А.М.Горьким
издательстве “Всемирная литературе”. В 1918 году выходит шестой сборник Н.
Гумилева “Костер” и сборник переводов восточной поэзии “Фарфоровый павильон”.
Последние прижизненные сборники стихов Н.Гумилева
изданы в 1921 году - это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В этом
сборнике мы видим нового, “вершинного” Гумилева, чье отточенное поэтическое
искусство лидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми
красками, мастерским использованием причудливо переплетающихся
прозаически-бытовых и фантастических деталей для создания многомерного, глубоко
символического художественного образа:
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
У совершенно политически безграмотного Гумилева была
своя “теория” о том, что должно, оставаясь при любых убеждениях, честно и по
совести служить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней
власть. Поэтому он признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех
отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях
существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь
Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально
утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так
называемом Таганцевском, заговоре. Но на деле его вина заключалась лишь в
недонесении органам, о том, что ему предлагали вступить в заговорщическую
организацию, что, кстати, также подлежит сомнению.
“Таганцевское дело” вызвало широкий негативный
резонанс. Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором.
Алексей Толстой написал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная
Гумилева,- знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и
страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его,
негодуя отлетела от... страстно любимой им Родины... Свет твоей душе. Слава -
твоему имени”.
А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341
с.
Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ
литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа:
Вече, 2002. – 368 с.
Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент.,
лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. –
383 с.: ил.-(Б-ка словесника).
Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991
Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия.
Сост. Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. –
корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.
Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред.
В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.
Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического
стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного
произведения. - Вологда: Русь. - 2001.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/
|