Балакирев Милий Алексеевич
Балакирев Милий Алексеевич
Балакирев
Милий Алексеевич (1836/37 - 1910 ) - русский композитор, пианист, дирижер,
музыкальный общественный деятель. С 1855 г. жил в Петербурге, где познакомился
с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, выступал как пианист. В начале 60-х.
годов под руководством Балакирева, убеждённого борца за прогрессивное
демократическое музыкальное искусство, сформировался музыкальный кружок,
вошедший в историю музыки под названием "Могучая кучка", благодаря
энергии, творческому опыту Балакирев стал вдохновителем и наставником членов
кружка, оказал большое влияние на их творчество. Балакирев был одним из
основателей (совместно с Г.Я.Ломакиным, 1862) и руководителем Бесплатной
музыкальной школы (1868- 1873 и 1881 - 1908), дирижировал её концертами
(пропагандируя музыку молодых русских композиторов), в 1867-60 - симфоническими
концертами РМО, возглавлял Придворную певческую капеллу (1883-94). Большое
внимание уделил Балакирев собиранию и изучению народной песни. Велико значение
двух сборников (песни собраны и гармонизированы Балакиревым) - "Сборник
русских народных песен. 40 песен для голоса с фортепьяно " (СНБ, 1866),
"30 русских народных песен" (СПБ. 1898).
Основа
творчества Балакирева - инструментальная музыка ( симфоническая и для
фортепьяно) преимущественно программная, и романсы. Продолжатель традиций
Глинки он развивал принципы русского эпического и народного жанрового
симфонизма. Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В
его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины
русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский
("Увертюра на темы трёх русских песен", симфоническая поэма
"Русь"), так и других народов ("Испанская увертюра",
симфоническая поэма "В Чехии"). Ему был свойствен также интерес к
теме Востока ( симфоническая поэма "Тамара", фантазия для фортепьяно
"Исламей"), традиционный для русских композиторов. Произведения
Балакирева вошли в русскую музыкальную классику 19 века. Его творчество оказало
большое влияние на развитие русской музыки.
Сочинения:
для хора с оркестром-
Кантата
памяти Глинки (1904);
для оркестра-
2
симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша
(d-moll, 1857, 2-я редакция- Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх
русских песен (h-moll, 1858, 2-я редакция- 1881), музыкальная картина 1000 лет
(вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64 2-я редакция- симф. поэма Русь,
1887, редакция 1907), Чешская увертюра (Fts-dur, 1867, 2-я редакция- симф.
поэма В Чехии, 1905), симфоническая поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях
(h-moll, Preambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. М.
Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие,
антракты, 1858-61, 2-я редакция- полная партитура, включающая 2 варианта
Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму,
трубные и барабанные сигналы, 1905);
для фортепиано с оркестром-
концерт
№ 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. М., 1952), концерт № 2 (Es-dur,
1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские
национальные напевы, ор. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954);
камерные ансамбли-
октет
для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, к-баса, фортепиано,
ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959);
для фортепиано в 2 руки-
фантазия
Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина
(C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в том числе
Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полное собрание сочинений для
фортепиано в 3 томах под редакцией К. С. Сорокина, М., 1952;
для фортепиано в 4 руки-
30
русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с
сопровождением фортепиано из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и Ф. М.
Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 частях (Полонез,
Песенка без слов. Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948);
сочинения на темы других композиторов -
Воспоминание
об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я редакция-
Фантазия для фортепиано на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки,
1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская
серенада на темы, записанные Глинкой (1856);
транскрипции
и переложения для фортепиано в 2 руки-
Глинка
(Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А.
С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в
Египет": 2-я часть оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен
(каватина из струн. квартета, B-dur, ор. 130; Аллегретто из струн. квартета,
ор. 59 № 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11);
транскрипции
и переложения для фортепиано в 4 руки -
Г.
Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере );
транскрипции
и переложения для 2 фортепиано в 4 руки -
Глинка
(Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, ор. 95);
для голоса с фортепиано-
20
романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса
(Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два
посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Редакция
и вступ. ст. Г. Л. Киселева, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд.
1866);
переложения для голоса с оркестром-
Даргомыжский
(Паладин, О, дева-роза). Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собственные
произведения (Грузинская песня, Запевка, Сон);
для хора а cappella-
Гимн
в честь святого Великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя
Нижнего Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия
годовщины его рождения (1189-1889), духовно-музыкальные переложения и сочинения
(М., 1900) и др.;
переложения для хора а сарреllа-
Глинка
(Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, № 4; ор. 41, №
4); инструментовка сочинений других композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы
для фортепиано: Две идиллии ...[имя Б. в изд. не указано]), А. Львов (увертюра
к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт
e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции сочинений других авторов, в том числе
опер и симфонических произведений М. И, Глинки, фортепианные сочинения И. Ф.
Ласковского, сонат Ф. Шопена, некоторых оригинальных произведений и
транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произведений К. Таузига.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/
|