Бакст Л.С.
Бакст Л.С.

Бакст
(Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924)
Театральный
декоратор, график, живописец.
Родился
в Гродно. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В эти
годы он является постоянным членом юношеского кружка, из которого родилось
художественное объединение "Мир искусства". Активный участник
"Мир искусства", он выставляет на первых его выставках портреты,
сделанные в основном в технике пастели. Графические работы для журнала
"Мир искусства" принесли известность Баксту.
Бакст
исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899),
А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова
(1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Он
создал символ-марку "Мир искусства", ставшую эмблемой журнала и
выставок этого общества (ОрЕл на горной вершине). Его графика и живопись
наполнены образами греческой архаики и античной мифологии.
С
1909 Бакст живет в Париже и работает с Дягилевым С.П., принимая участие в
оформлении спектаклей "Русские сезоны". Бакст был прирожденным
художником сцены. Спектакли русского балета и оперы в Париже выдвинули Бакста
как первоклассного художника театра.
К
концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для
графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как
выдающийся театральный художник эпохи модерна. Дебютировал в театре он еще в
1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен
балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом благодаря его
декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для
артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М.
Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета
"Шахерезада" на музыку Римского-Корсакова Н.А., декорации и эскизы
костюмов для балета Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна"
(1912), а также для многих других спектаклей.
Но
по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских
сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева".
"Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал"
(1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий
бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна"
(1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику
декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом
оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Основные
работы Бакста: "Ужин" (1902), заставки и концовки к журналу "Мир
искусства", "Древний ужас" (1908), эскизы декораций и костюмов.
Яростные
споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая
своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Позднее
сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror
Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея
неотвратимости судьбы. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в
сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон",
"Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной
графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки).
Имя
Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с
именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались
интересные заказы и от других театров.
Все
эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было
связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но
и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на
жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был
избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно
отрезала его от родины.
Он
продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П.
Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.
Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей
увядать, но все еще блистательной.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|