Авраамий Ростовский
Авраамий Ростовский
Карпов А. Ю.
Авраамий,
основатель и первый игумен ростовского Богоявленского (Авраамиева) монастыря.
Время
жизни преп. Авраамия неизвестно. Поздние редакции Жития делают его
современником киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси (ум.
1015), и относят его кончину к 1010 г. (т. н. Третья редакция, XVII в.). Однако
большинство исследователей считает Авраамия деятелем гораздо более позднего
времени, причем разброс датировок чрезвычайно широк: от второй половины XI до
XIV в. (впрочем, последнюю датировку, предложенную Е. Е. Голубинским,
отождествившим преп. Авраамия с игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград
в 1385 г., по-видимому, следует решительно отбросить). Принимая во внимание тот
факт, что ростовский Богоявленский монастырь впервые упоминается в летописи под
1261 г., причем уже как архимандрития, деятельность преп. Авраамия следует
отнести во всяком случае к более раннему времени. Позднейшая, т. н. Третья
редакция Жития преп. Авраамия сообщает о том, что мощи святого были обретены в
1175 г., при великом князе Владимирском Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо,
однако насколько можно доверять этому свидетельству, неизвестно. Напротив,
автор Пинежского летописца XVII в. отнес кончину Авраамия к 1239 (?) г., однако
показания этого источника настолько путаны и противоречивы, что не внушают
никакого доверия. Наконец, есть основания датировать деятельность преподобного
временем около начала XIII в.: именно к этому времени относится прототип
металлического креста преп. Авраамия, находящегося ныне в Ростовском музее (по
В. Г. Пуцко).
Сведения
о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях
его Жития и, по-видимому, носят полностью легендарный характер. Так,
рассказывается, будто святой родился в "пределах Галицких", городе
Чухломе; в язычестве носил "по-чухломски" имя Иверк и в течение
восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Исцелившись
благодаря вере Христовой, он отправился в Новгород, добрался до Ладожского
озера и был крещен в Валаамском монастыре игуменом Феогностом, получив при
крещении имя Аверкий, а затем там же пострижен в иноческий чин с именем
Авраамий. Исследователи, однако, с сомнениям относятся ко всем этим
подробностям, видя в них лишь плод сочинительства позднейшего книжника. (Само
основание Валаамской обители ныне датируется началом XV в.)
Рассказ
о подвигах преподобного в Ростове также полон чудес и, по всей вероятности,
сложился под влиянием поздних народных преданий. Придя в Ростов, рассказывает
Житие, Авраамий чудесным образом сокрушил каменное изваяние языческого бога
Велеса, которому открыто поклонялись жители Чудского конца Ростова, и обратил в
христианскую веру многих язычников. На р. Ишне, близ Ростова, Авраамий поставил
церковь Св. Иоанна Богослова (чья помощь, по преданию, помогла ему в сокрушении
идола), а на месте, где стоял сам идол, "въдрузи церковь малу… в имя
Святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, и келии постави, и мнихи
призва…" Так было положено начало ростовскому Богоявленскому монастырю.
Житие
преп. Авраамия содержит явные внутренние противоречия. В частности, уже в
первоначальной редакции Жития (сложившейся, по мнению исследователей, к XV в.)
стольным городом края называется Владимир и сообщается о великом князе
Владимирском, к которому из-за клеветы был вызван преподобный. Как отмечают
исследователи, это никак не согласуется с господством язычников в Ростове.
Однако и эти противоречия могут объясняться поздним происхождением Жития.
Преп.
Авраамий был погребен в основанном им монастыре. Не позднее XV в. он был
причтен к лику святых. В 1553 г. был освящен каменный храм во имя Богоявления в
Авраамиевом монастыре, построенный на средства царя Ивана IV Васильевича
Грозного. В одно из своих посещений Авраамиева монастыря, незадолго до
Казанского похода (1552), Иван Грозный взял на благословение себе и царскому
роду хранившийся в монастыре жезл, которым преподобный, по преданию, сокрушил
языческий идол. Медный крест, служивший навершием жезла (точнее, его копия),
остался в монастыре и впоследствии был передан в Ростовский музей.
Память
преп. Авраамия Ростовского празднуется 29 октября (в некоторых месяцесловах
XVII в. его память показана также 28 и 29 сентября).
Список литературы
Житие
преп. Авраамия — Первая редакция: Древнерусские предания (XI—XVI вв.). / Сост.
В. В. Кусков. М., 1982. С. 130—141; Проложная: Памятники древнерусской
церковноучительной литературы. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сентябрь —
декабрь / Под ред. А. И. Пономарева. СПб., 1896; Третья: Пространное Житие
преп. Авраамия, ростовского чудотворца / Изд. М. И. Соколов // Ярославские
епархиальные ведомости. 1890. Часть неофиц. № 14. Стб. 210—222, № 15. Стб. 225—239;
Никитина Т. Л. Особый вариант пространной редакции Жития преп. Авраамия
Ростовского // Макарьевские чтения. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 607—631.
Словарь
книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л.,
1987. Ч. 1. С. 237—239; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 176—177.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
|