Амундсен Руаль
Амундсен
Руаль
(1872 —
1928)
Этот человек
выразил своей жизнью одно из важнейших свойств человеческих —
целеустремленность. Его старший друг Фритьоф Нансен писал: "Он сам наметил
свой курс и взял его, не кинув назад ни одного взгляда..." Есть у
Амундсена одна черта, делающая его исключительной фигурой в ряду великих
первооткрывателей и первоисследователей Земли: тщательная подготовка средств
для достижения поставленной цели. В ней — объяснение того, что практически все
экспедиции Амундсена были удачными.
Кроме
последней... Руаль Амундсен родился на берегу одного из живописных норвежских
фиордов, в семье, принадлежавшей к старинному роду мореплавателей и
судостроителей. Мечта о дальних странствиях овладела им в детстве. Еще тогда
Руаль твердо сказал себе: "Я буду исследователем Севера". И он стал к
этому готовиться, закалял себя, обливался холодной водой, спал зимой при
открытом окне. После окончания школы Амундсен устроился матросом на парусную
шхуну, промышлявшую тюленей, чтобы хорошо изучить морское дело. В суровом
плавании к берегам Шпицбергена укрепилось его здоровье, а главное — сила духа.
Он хочет приобрести как можно больше опыта в морских плаваниях: переходит со
шхуны на шхуну, плавает то в Арктику, то в Мексику, то в Африку, проходит по
лестнице корабельной службы от матроса до шкипера. А когда узнает о готовящейся
бельгийским лейтенантом де Жерлашем экспедиции в Антарктику на поиски
магнитного полюса, то отправляется к южно-полярному материку в роли штурмана. В
1897—1898 гг. он зимует в Антарктиде.
По возвращении
из Антарктиды Амундсен сдал экзамен на капитана дальнего плавания и решил
попытаться пройти через арктические проливы Канады, которые оказались
непроходимыми для более чем сорока экспедиций. На небольшом судне
"Йоа" он прошел северо-западным морским путем из Атлантического
океана в Тихий. Амундсен стал и по сей день остается единственным человеком,
прошедшим морским путем вокруг Северного полюса. И он был первым, кто пришел на
Южный полюс Земли, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.
Поход Руаля Амундсена к Южному полюсу в 1911 г. великолепен по замыслу и его
воплощению. Кажется, все сделано без малейшего усилия, лишь по волшебству или
по необыкновенному счастливому везению. Но Амундсен говорил: "Победа
ожидает того, у кого все в порядке, не упущены мелочи, все предусмотрено, и это
называется удачей!"
За кажущейся
легкостью — огромный, тяжелейший труд, но глубоко продуманный, организованный.
Южный полюс — вершина его жизни. Он мог бы на ней оставаться: она сама по себе
достаточна для бессмертия. Но ему всего лишь 40 лет. И он не был бы Амундсеном,
если бы не ставил перед собой новые цели. Первое, что он обязательно должен
сделать: на дрейфующей льдине достичь Северного полюса. В 1917 г. спущена на
воду яхта "Мод", построенная Амундсеном по типу нансеновского
"Фрама". В июле следующего года экспедиция с запасом продовольствия и
снаряжения на пять лет вышла из Христианин (так тогда называлась столица Норвегии
Осло). Корабль Амундсена шел на восток, мимо берегов России. Вскоре льды
преградили дальнейший путь. У берегов Таймыра прошла первая зимовка. Чукчи были
частыми гостями на борту "Мод". С ними у норвежцев установились
теплые, дружеские отношения. На борту освободившейся из ледового плена яхты
отправились в далекую Европу две маленькие чукотские девочки-сироты. Амундсен
привез их в Норвегию, дал европейское воспитание и образование.
В 1920 г.
плавание Северным морским путем завершено. А у Амундсена — новая идея:
совершить перелет на самолете к Северному полюсу. В мае 1925 г. два самолета
стартовали со Шпицбергена. Курс взят на полюс. И когда до него оставалось всего
220 км, пришлось произвести вынужденную посадку на дрейфующий лед, а потом на
разбитом трещинами льду готовить самолет к взлету. На это ушло около месяца. Но
взлет состоялся, хотя казался невероятным.. . Ровно через год Амундсен все же
пролетел над точкой Северного полюса — на дирижабле "Норвегия", а
затем пересек Северный Ледовитый океан от Шпицбергена до Аляски, находясь в
воздухе 75 ч.
В 1928 г. в
Арктике разыгралась трагедия: потерпел катастрофу итальянский дирижабль
"Италия". На помощь экспедиции пробивался сквозь льды наш ледокол
"Красин". Летчики Советского Союза, Швеции, Италии, Норвегии спешили
к месту катастрофы. Вылетел 18 июня на гидросамолете "Латам-47" и
Амундсен. Этот полет стал для него роковым: он не вернулся, погиб вместе с
экипажем над Баренцевым морем. Руаль Амундсен до сего времени остается
единственным, кто прошел на судне и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири) и
Северо-западным морским путем (по проливам Канадского архипелага). В честь
славного путешественника названы море, гора и американская научная станция
Амундсен — Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/
|