Александр Сергеевич Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский
Пушкина В. Н.

А.
С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Туьской губернии. Фамилия
Даргомыжских происходила из старинного дворянского рода. Мать композитора,
урожденная княжна Козловская, была женщиной одаренной, любила искусство и сама
писала стихи. Когда Саше исполнилось 5 лет, семья переехала в Петербург.
Заметив необычные творческие способности сына, родители очень заботливо
отнеслись к его музыкальному образованию. Вот какие воспоминания сохранились о
маленьком Саше: ”семи лет от роду ему дали фортепианного учителя, с которым он
вечно спорил, потому что больше занимался сочинением маленьких сонат и рондо,
чем изучением механизма фортепианной игры ”. Учитель относился не одобрительно
к сочинительству мальчика, и просто уничтожал эти композиции.
Однажды
Саша услышал игру известного в то время пианиста - виртуоза Шоберлехнера. Его
игра поразила юношу. Вскоре Даргомыжский стал брать уроки у Шоберлехнера и со
временем стал отличным пианистом. К 17 годам Александр был уже известен в
петербургских кругах как прекрасный исполнитель и композитор ряда романсов,
произведений для скрипки и фортепиано. Его образование считалось законченным.
Но встреча с композитором Глинкой показала Даргомыжскому, как мало он образован
музыкально, что бы рассчитывать на серьезный успех. Интересно, как сам Глинка
описывает эту встречу: “Приятель мой…,любитель музыки… привел мне однажды
маленького человека в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил
пискливым сопрано. Когда он сел за фортепиано, то оказалось, что этот маленький
человек был очень бойкий фортепианист, а впоследствии весьма талантливый
композитор, Александр Сергеевич Даргомыжский”. Глинка передал Александру
тетради с записями лекций своего учителя Э. Дена, и юный композитор с рвением
принялся изучать теорию музыки.
Обычай
19 века требовал, что бы каждый дворянин служил и имел чин. В 18 лет
Даргомыжский поступил на службу в Министерство двора, по контрольной части. Но
это было всего лишь формальностью в жизни композитора. Получив чин титулярного
советника, он поспешил выйти в отставку. Это и понятно, ведь с детства Александр
мечтал посвятить себя исключительно музыке. Овладев теорией, Даргомыжский
почувствовал естественное желание испытать себя в серьезном сочинении.
Благодаря влиянию Глинки этим сочинением конечно же стала опера.
В
1839 году композитор написал оперу “Эсмеральда” на сюжет романа Виктора Гюго
“Собор Парижской Богоматери”. Сочинение было представленно в дирекцию театров и
молодой композитор с нетерпением ждал приговора своему творческому детищу. Это
ожидание затянулось на восемь лет. Опера лежала не принятой и не отвергнутой.
Трудно представить, что пережил композитор за эти мучительные годы ожидания.
Столкнувшись с такой неудачей своего первого крупного произведения,
Даргомыжский продолжает сочинять в основном романсы. Надо отметить, что как раз
его романсы имели огромную популярность. Сам композитор говорил: “Здесь, в
Петербурге, романсы мои до такой степени поются, что и мне надоели”. Но не
смотря на это признание композитора, он так и не нашел творческих сил написать
другую оперу. В конце концов, совершенно измученный, он принимает решение ехать
за границу.
Путешествие
оправдало надежды Александра Сергеевича. Он познакомился со многими известными
людьми из артистической среды, которые признали в музыке Даргомыжского
несомненный таллант. Но самое главное то, что за границей он почувствовал свои
русские патриотические корни. “…нет в мире народа лучше русского и… ежели
существуют в Европе элементы поэзии, то это в России”- писал композитор другу.
Александр Сергеевич вернулся на Родину бодрым, восстановшим свои нравственные
силы, способный к новым творческим подвигам, чему в немалой степени
способствовал сердечный прием в музыкальных кругах за границей.
В
России композитора ждало приятное известие. Оперу “Эсмеральда ” приняли к
постановке. К утешению композитора, она имела большой успех у публики, но долго
не задержалась на театральных подмостках. Свою творческую энергию Даргомыжский
обращает в педагогическую деятельность. Написав множество вокальных
призведений, он изучил все тонкости и свойства человеческого голоса. Его уроки
вокала были очень популярны. ”Могу смело сказать, что не было в петербургском
обществе почти ни одной известной и замечательной любительницы пения, которая
не пользовалась моими бы уроками или … моими советами” - писал композитор в
своей автобиографии.
Совершенно
ни на что не расcчитывая,
Даргомыжский принимается за новую большую работу - оперу “Русалка” на сюжет
пьесы Пушкина. И хотя опера была поставлена, успеха она не имела, и шла в
репертуаре театра довольно редко. Признание оперы было еще впереди.
А
пока в расстроенном состоянии духа Даргомыжский вновь уезжает за границу. Как и
в первую поездку, композитору оказывают очень теплый прием. Исполнив ряд
концертов, в которые входили отрывки из оперы”Русалка” и другие произведения,
имя Даргомыжского приобрело огромную популярность в Европе.
По
возвращении в Россию успех, сопутствовавший композитору за границей, не оставил
его. Опера ”Русалка ” стала одним из любимых произведений на Родине. Что
способствовало этой популярности? Возможно, восторженные отклики коллег из-за
границы, более удачная постановка или новые взгляды публики. Ведь с момента
написания оперы прошло более 10 лет.
Однако
наслаждаться признанием своего творчества композитору оставалось не долго.
Через несколько лет, в 1869 году, Даргомыжский скончался, оставив не
завершенной свою вторую оперу на сюжет Пушкина “Каменный гость”. По завещанию
композитора опера была дописана членами “Могучей кучки” и поставлена в
Мариинском театре.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|