Александр Порфирьевич Бородин
Александр
Порфирьевич Бородин
(31.10(12.11).1833,
Петербург, — 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор,
учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как
сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил
Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в
Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С
1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874
руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из
организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин —
Женских врачебных курсов.
В 50-е гг. 19
в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли.
В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую
кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов»
окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как
последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке,
определился самостоятельный зрелый стиль композитора.
Творческое
наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим
вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина,
представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема
величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается
эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.
Наиболее
значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом
национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной
и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18
лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по
материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890,
Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью
образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального
колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и
Людмила». Бородин — один из создателей русских классических симфонии и
квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами
этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало
героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и
мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876).
К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты
Бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881).
Композитор —
тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики — элегия
«Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс
образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х гг.
(«Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические,
юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно
глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов
Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).
Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и
зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С.
С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико
значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов
Закавказья и Средней Азии.
Бородин — автор
более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на
тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и
токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения
бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил
первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал
ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|