Александр Галич. Биография.
Александр Галич. Биография.

Галич
Александр Аркадьевич (р. 19.октября 1918, в городе Екатеринослав), драматург,
поэт, бард, кончил театральное училище и Литературный институт им М.Горького.
Перед войной был актером Московской театральной студии, возглавляемой
А.Арбузовым и В.Плучеком, принял участие в создании и постановке ставшего
популярным спектакля "Город на заре" (1941). Во время Отечественной
войны работал во фронтовом театре.
В
послевоенные годы написал ряд пьес "Улица мальчиков" (1946),
"Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути,
которые мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой
звездой"), Походный марш ("За час до рассвета”, 1957), "Пароход
зовут "Орлёнок" (1958), "Матросская тишина" и др. Написал
также сценарии кинофильмов "Верные друзья" (Совместно с К. Исаевым,
режиссёр М. Калатозов), "На семи ветрах" (режиссёр С Ростоцкий),
"Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу",
совместный советско-французский "Третья молодость" о Мариусе Петипа,
"Беженцы ХХ века" (Норвегия) и др. ГАЛИЧ -- автор стихов, прозы и
песен.
"А
всё-таки я поэт…" - сказал как-то незадолго до своего отъезда Александр
Аркадьевич в разговоре с близкими. Казалось, никто с этим не собирался спорить,
но сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к констатации этого факта: если
в молодости, выбирая между Литературным институтом (в который легко поступил) и
оперно-драматической Студией Станиславского, Галич остановился именно на
Студии, но позднее вернулся к тому, с чего начал - к поэзии.
Многие
стихи Галича возникали как песни, а многие песни рождались из стихотворений.
Знание мелодии несомненно позволяет читателю воспринимать их более глубоко и
полно. Это существенно ещё и потому, что, исполняя свои песни, Галич вносил в
мелодию характерные интонационные изменения. Посмотрите, очень многие из этих
сочинений заключают в себе точный сюжет, практически каждая песня несёт
совершенно определённый характер главного действующего лица или, так сказать,
лирического героя.
Первый
сборник стихотворений "Песни" выходит во Франкфурте-на-Майне, затем -
новая подборка - "Поколение обреченных" (1972). В 1974 публикует
сборник "Генеральная репетиция", в 1977 - "Когда я
вернусь".
В
то время зарождалось такое явление, как авторская песня. Вместе с песнями
Галича звучали голоса Окуджавы и Визбора. Отличие Галича от них в
"злободневности, сегодняшности, неприкрашенности" (В. Ардов), в
чёткой политической направленности его песен. Но с окончанием хрущёвской
оттепели назрела необходимость выбора: оставаться ли вопреки своим убеждениям в
"обойме" признанных и популярных или вступать в борьбу, отстаивая
свою позицию. Галич выбирает последнее. Впоследствии он говорил в одной из
бесед: "Мне всё-таки уже было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был
благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским
холуем. И я понял, что я так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить
в полный голос, заговорить правду".
Вместе
с Андреем Сахаровым, Галич выступает в Комитете защиты прав человека. Новые
песни в многочисленных магнитофонных копиях расходятся по всей стране. В силу
особой популярности "бардовской песни", они становятся едва ли не
опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова…
Давление
нарастало. Галича пытаются лишить и той мизерной пенсии по инвалидности, на
которую он вынужден был существовать в те годы.
29
декабря 1971 года Московская писательская организация исключает Галича из своих
рядов. "Среди выдвинутых против Галича обвинений, сообщает
"Посев", - было опубликование его песен за границей… сотрудничество в
Комитете прав человека академика Сахарова, стремление широко распространять в
Советском Союзе свою точку зрения…"
С
ним расторгаются уже заключенные ранее договоры, с вежливым отказом
возвращаются уже казалось бы одобренные заявки… Вскоре Галич перестаёт быть
членом Союза кинематографистов и Литфонда.
В
силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных органов"
поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину. Это сейчас мы знаем, что он
уехал навсегда, но сам Галич был совершенно уверен, что ещё обязательно
вернётся обратно.
"Добровольность
этого отъезда, она номинальная”, - эти слова Галича опубликованы 31 октября
1988 года в газете "Правда. - Но всё равно. Это земля, на которой я
родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете… Это всё равно то небо,
тот клочок неба, который мой клочок. И поэтому единственная моя мечта, надежда,
вера, счастье, удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту
землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка…"
Смерть
Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15 декабря 1977 года от удара
электрическим током в тот момент, когда подсоединял антенну к только что
купленной стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже
три инфаркта. Похороны состоялись на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ
Парижа (Франция). Рядом могилы Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского, Зинаиды
Гиппиус, Надежды Тэффи… уже позже появилась могила Андрея Тарковского
В
1988 году по ходатайству дочери поэта оба творческих союза отменили решения об
исключении А.А. Галича из своих рядов.
"Его
песни пела вся страна, от безусого мальчишки до старого пьяницы-шахтёра, от
городского подъезда до тюремной камеры… Эти песни записывали, переписывали,
пели… И пели все… А все - это значит много, много миллионов… Можно назвать это
славой, но это больше, чем слава - это любовь".
ОБЛАКА
Облака
плывут, облака,
Не
спеша плывут, как в кино.
А
я цыпленка ем "табака"
Я
коньячку принял полкило.
Облака
плывут в Абакан,
Не
спеша плывут облака.
Им
тепло, небось, облакам,
А
я продрог насквозь, на века!
Я
подковой вмерз в санный след,
В
лед, что я кайлом ковырял!
Ведь
недаром я двадцать лет
Протрубил
по тем лагерям.
До
сих пор в глазах снега наст!
До
сих пор в ушах шмона гам!..
Эй,
подайте ж мне ананас
И
коньячку еще двести грамм!
Облака
плывут, облака,
В
милый край плывут, в Колыму,
И
не нужен им адвокат,
Им
амнистии - ни к чему.
Я
и сам живу - первый сорт!
Двадцать
лет, как день, разменял!
Я
в пивной сижу, словно лорд,
И
даже зубы есть у меня!
Облака
плывут на восход,
Им
ни пенсии, ни хлопот...
А
мне четвертого - перевод,
И
двадцать третьего - перевод.
И
по этим дням, как и я,
Полстраны
сидит в кабаках!
И
нашей памятью в те края
Облака
плывут, облака...
C
нашей памятью в те края
Облака
плывут, облака...
ПЕСНЯ
ПРО ОСТРОВА
Говорят,
что есть на свете острова,
Где
растет на берегу забудь - трава,
Забудь
о гордости, забудь про горести,
Забудь
о подлости! Забудь про хворости!
Вот
какие есть на свете острова!
Говорят,
что где-то есть острова,
Где
с похмелья не болит голова,
А
сколько есть вина, пей все без просыпу,
А
после по морю ходи, как по-суху!
Вот
какие есть на свете острова!
Говорят,
что где-то есть острова,
Где
четыре не всегда дважды два,
Считай
хоть до слепу - одна испарина,
Лишь
то, что по сердцу, лишь то и правильно.
Вот
какие есть на свете острова!
Говорят,
что где-то есть острова,
Где
неправда не бывает права!
Где
совесть - надобность, а не солдатчина!
Где
правда нажита, а не назначена!
Вот
какие я придумал острова!
НОЧНОЙ
ДОЗОР
Когда
в городе гаснут праздники,
Когда
грешники спят и праведники,
Государственные
запасники
Покидают
тихонько памятники.
Сотни
тысяч (и все - похожие)
Вдоль
по лунной идут дорожке,
И
случайные прохожие
Кувыркаются
в "неотложки".
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
На
часах замирает маятник,
Стрелки
рвутся бежать обратно:
Одинокий
шагает памятник,
Повторенный
тысячекратно.
То
он в бронзе, а то он в мраморе,
То
он с трубкой, а то без трубки,
И
за ним, как барашки на море,
Чешут
гипсовые обрубки.
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
Я
открою окно, я высунусь,
Дрожь
пронзит, будто сто по Цельсию!
Вижу:
бронзовый генералиссимус
Шутовскую
ведет процессию.
Он
выходит на место лобное,
"Гений
всех времен и народов!"
И
как в старое время доброе
Принимает
парад уродов!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
Прет
стеной мимо дома нашего
Хлам,
забытый в углу уборщицей,
Вот
сапог громыхает маршево,
Вот
обломанный ус топорщится!
Им
пока - скрипеть, да поругиваться,
Да
следы оставлять линючие,
Но
уверена даже пуговица,
Что
сгодится еще при случае.
И будут бить барабаны!
Бить барабаны,
Бить, бить, бить!
Утро
родины нашей розово,
Позывные
летят, попискивая,
Восвояси
уходит бронзовый,
Но
лежат, притаившись гипсовые.
Пусть
до времени покалечены,
Но
и в прахе хранят обличие,
Им
бы гипсовым человечины -
Они
вновь обретут величие!
И будут бить барабаны!..
Бить барабаны,
Бить, бить, бить!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
|