Александр Александрович Алябьев
Александр
Александрович Алябьев
(1787–1851)

Русский
композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851
года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну
хорошее домашнее воспитание. Свое образование А. закончил в Московском
университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах.
В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени
относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю",
"Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с
Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное
сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла
комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В
репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль
"Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая
танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева. В 1824 году на
московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля,
переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом
пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к
ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена
опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни
сутки", с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем.
В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику
Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три
дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного
разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева наступила от
побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был
установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и
некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке А. занялся
сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие
сочинения А., кроме романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но
ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря
впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы "Аммалат-Бек" и
"Кавказский пленник".
Запрещение на
въезд в столицы удерживалось до 1840 г., но вскоре было снято. Возвратившись в
Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко
обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать
по какому-нибудь случаю романс или хор.
Опера
"Аммалат-Бек" на сюжет повести А.А. Марлинского вовсе не увидела
света рампы. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится
к позднему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с
романсами А.
Значение
Алябьева в истории русской музыки, главным образом,в его романсах. В своих
романсах А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и
задушевны. В романсах А. отразился дух времени. Большая их часть написана в
миноре.
Первое издание
романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой
58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва)
заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен,
вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович, "Голоса
украинских песен", в аранжировке А., Москва) и оперу "Кавказский
пленник". Популярность романсов А. была очень велика. В изданный в
Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung
Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы
А.: "Соловей", "Луч надежды""Песнь бедняка",
"Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. На него
писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту
же мелодию транскрипцию.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|