Агван Доржиев
Агван Доржиев
Агван Доржиев (1853–1938)
сыграл важную роль в истории буддийской церкви в России. Он родился в Бурятии.
Получив блестящее богословское образование в Тибете и Монголии, стал одним из учителей
Далай-ламы XIII? и его доверенным лицом. Несколько раз встретившись с императором
Николаем II, Агван Доржиев получил высочайшее согласие на строительство
буддийского храма в Петербурге. Доржиев был инициатором сближения Тибета и России.
Он постоянно разъезжал между этими странами, Монголией и Китаем с дипломатическими
поручениями, побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии,
Великобритании.
Во французском Музее восточных культур Гиме он провел
первое во Франции буддийское богослужение. На нем присутствовал Иннокентий
Анненский, впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый
ларец». А его гидом по Парижу был другой русский поэт – Максимилиан Волошин.
Будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его сопровождал,
служил молебны, заведовал финансами страны. Помимо этого он основал несколько
дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и типографию
в Ацагате. Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой
деревне, за Черной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в который
входили академики В.В.Радлов и С.Ф.Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский,
приват-доценты В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, Ф.И.Щербатской, тибетский врач
П.Бадмаев, путешественники П.Козлов и Д.Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы,
Тумэны и Тундутовы, архитектор Г.В.Барановский, инженер Н.М.Березовский,
художники Н.К.Рерих
и В.П.Шнейдер.
Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена
влиянию монгольской и китайской традиций. Санкт-петербургский храм строился в полном
соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 году в храме прошла
первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения
храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств
Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского
Богдо-хана.
После революции Агван Доржиев полностью отдает себя
политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России. В 1919
году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных
бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты,
драпировка из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены
уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева,
посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении
30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на царившую в стране
разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью.
Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским.
Но речь шла все о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и
их необходимости для процветания государства и его граждан.
В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья
была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1935 году преследования
буддийского духовенства начались и в Ленинграде. В 1937 году в результате
арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре
1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938
году в тюремной больнице города Улан-Удэ. В этом же году Ленинградский
буддийский храм был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения:
физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осажденный
Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического
института. В 1990 году храм был возвращен верующим.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://ariom.ru/
|