Адамович Г.В.
Адамович Г.В.

Адамович Георгий Викторович
7(19).4.1892 (Москва) - 21.2.1972 (Ницца)
Поэт, критик, переводчик.
Учился во второй московской, затем в первой петербургской гимназиях, в
1910-1917 - на историко-философском факультете Петербургского университета.
В 1914-1915 сблизился с поэтами-акмеистами, а в 1916-1917 гг. стал
одним из руководителей второго "Цеха поэтов". В 1916 г. вышел первый
поэтический сборник "Облака".
После революции Адамович участвовал в деятельности третьего "Цеха
поэтов", активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете
"Жизнь искусства".
Стихи 1916-1917 вошли в сборник "Чистилище" (П.,1922). В них
преобладает зимний пейзаж.
С годами поэзия Адамовича все более стремится к тематическому
истончению, к тому, чтобы стать "поэзией ни о чем", главным предметом
и высшей ценностью которой является сам "воздух эпохи символизма".
В 1923 г. Адамович эмигрировал во Францию и поселился в Париже. Как
критик выступал в журнале "Современные записки", затем в
"Звене" и "Числах", постепенно приобрел репутацию
"первого критика эмиграции". Стихов он в эмигрантский период писал
мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так
называемой "парижской ноты" - предельно искреннего выражения своей
душевной боли.
В начале второй мировой войны Адамович записался добровольцем во
французскую армию.
В 1951 г. переехал в Англию, где преподавал русскую литературу в
университете в Манчестере. Сосредоточенность на самом важном, верность
российской культуре, осознание миссии эмиграции, духовная свобода - таковы
основные черты его творчества.
При всем своем многописании Адамович оставался писателем лишь немногих
тем, выстраданных и продуманных, одна из которых - петербургская. И она в
конечном итоге легла в основу знаменитой "парижской ноты". Как
писателя его связывало с Петербургом все самое главное. Гимназистом он видел
там Анненского. Полюбил его трагическую музу. Открыл для себя Блока, вступил в
"цех поэтов", печатался в "Аполлоне" - учился в
университете.
Многие строки поэта о Петербурге получили широкую известность, стали
той точной формулой, определяющей образ города на Неве. "На земле была
одна столица, все другое - просто города" - пишет поэт о Петербурге,
забыть который он не в силах.
Адамович - один из самых петербургских поэтов эмиграции: в статье 1923
г. "Поэты в Петербурге" он пишет: "Есть географический признак,
по которому было бы, может быть, правильно делить русское искусство: Петербург
и Москва..." / Москвичи не осознают в себе единство стиля, которое так
явственно в Петербурге..."
Именно петербургский стиль определяет его поэтическое кредо,
Петербургская тема звучит во многих стихах Адамовича, среди которых можно
выделить следующие: "Ты здесь, опять... неверная, что надо...";
"Что там было? Ширь закатов блеклых,..."; "Когда успокоится
город..."; "Всю ночь слова перебираю,.."; "Жил когда-то в
Петербурге..."; "Летом" (Опять брожу. Поля и травы...); "За
миллионы долгих лет..."; "По Марсову полю..."; "По широким
мостам...Но ведь мы все равно не успеем...", "1801" ( "Вы
знаете, - это измена!").
В критической прозе Адамовича заметен интерес к литературной жизни
Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Например, выделяя сборник издательства
"Academiа", он отмечает их высокий уровень "Петербург еще что-то
сохранил..." - считает критик. Или о петербургских поэтах, опубликованных
в сборнике "Ларь": "В них нет того плебейства духа, которое
выражается в отречении от всего, от чего можно отречься, той трусости духа,
которая боится всего, даже влияний..."
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|