Доклад: Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в подростковой среде
Алкоголизм
как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в
подростковой среде
Аксёнова Наталья
Валериевна
Социально-педагогический
центр «Орлёнок» (филиал) Сочинского государственного университета туризма и
курортного дела
За основу
нашего исследования мы взяли определение, данное А.В. Мудриком: «виктимизация –
процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип
жертв неблагоприятных условий социализации», и определили, что факторы
виктимизации человека можно разделить на объективные, к которым относятся
природно-климатические условия, общество и государство, специфические
особенности поселения, семья, группы сверстников, и субъективные –
индивидуальные особенности человека, особенности его самовосприятия и
восприятия окружающей действительности. На основе классификации Г.М. Андреевой
мы добавили к вышеперечисленным факторам следующие: особенности социального
контроля, экологическая ситуация, уровень адаптивности человека к изменяющимся
условиям.
Изучив условия
поселка курортного типа Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского
края, в котором проводилось исследование, мы в качестве специфических факторов
виктимизации выделили сезонную занятость работоспособного населения и его
низкий социально-экономический уровень; массовую миграцию людей из близлежащих
неблагополучных регионов; постоянную демонстрацию курортниками наглядных
примеров легкой жизни и больших денег; неудовлетворительное функционирование
учебно-воспитательных учреждений, неразвитость рекреативной инфраструктуры
поселка, наличие развитой сети увеселительных заведений и, как следствие,
низкий культурный уровень жителей; большое количество семей, не поддерживающих
должный уровень жизнеобеспечения и воспитания своих детей; множество
асоциальных подростковых групп.
С точки зрения
социальной характеристики мы определили алкоголизм как форму девиантного
поведения, характеризующуюся патологическим влечением к спиртному и последующей
социальной деградацией личности, и сделали вывод, что провоцируемые им процессы
предопределяют другие социальные отклонения: преступность, правонарушения,
социальный паразитизм, аморальное поведение и др.
Проанализировав
на основе статистических данных динамику количества алкоголя, потребляемого в
России на протяжении ХХ века, мы утверждаем, что если потребление алкоголя в
нашей стране будет так же стремительно расти, то его потребление на душу
населения постепенно увеличится до 20-25 литров, вследствие чего через 20 лет
будет поражено 50% генофонда нации.
В качестве
основных факторов, способствующих возникновению алкоголизма, выступают
психологическая, физиологическая и социальная ситуация развития, окружение
человека, продолжительное бессодержательное времяпрепровождение, низкий уровень
культуры и образованности; вместе с этим существует негативная тенденция
неуклонного «омоложения» современного российского алкоголизма.
Основными факторами,
способствующими началу и продолжению употребления алкоголя в подростковом
возрасте, являются психологические факторы (любопытство, потребность в
экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная»
взрослость, акцентуации отдельных черт характера и т.п.); социальное окружение
(пример родственников и других взрослых, давление товарищей);
социально-экономические факторы (социальное неравенство, обнищание,
безработица, инфляция, социальная напряженность и др.); физиологические факторы
(наследственность и недостатки конституционально-соматического склада).
Для
подтверждения вышеизложенных данных мы провели собственное диагностическое
исследование тенденций употребления спиртных напитков подростками (учащимися
8-х классов) поселка курортного типа. Изучая особенности свободного времени
подростков, мы выяснили, что оно имеет преимущественно развлекательный
характер: слушание музыки – 32,8% респондентов; просмотр телепередач – 30%;
общение с друзьями – 27,1%; занятия спортом – 27,1%; чтение художественной
литературы – 14,2% опрошенных. Что касается частоты употребления алкоголя, то
мы получили следующие данные: иногда употребляют спиртные напитки - 42,8%,
употребляют постоянно - 2,8%, совсем не употребляют - 15,7%. При этом 21,4%
подростков употребляют алкоголь, когда есть деньги на приобретение спиртного,
по случаю праздника, а также чтобы повысить настроение, например, во время
дискотеки.
30% опрошенных
подростков предпочитают пиво; 25,7% - вино; 14,2% - водку, коньяк, ликер; 2,8%
- шампанское. После употребления алкоголя у 12,8% респондентов наблюдается
приподнятое настроение; у 4,2% - повышение уверенности в себе. По словам ребят,
22,8% родителей знают, что их ребенок «выпивает» и относятся к этому спокойно;
14,2% родителей относятся негативно к фактам употребления спиртного своим
ребенком и наказывают за это; 10% родителей – не подозревают о том, что их
ребенок употребляет алкоголь.
Анализируя
результаты проведенной диагностики, мы отмечаем, что подростки, проживающие в
поселке курортного типа, достаточно сильно подвержены влиянию алкоголя. Это
объясняется тем, что со стороны близких и окружающих людей происходит
постоянная демонстрация «достоинств» употребления спиртных напитков, а также
связано со слабой организацией досуга и отсутствием системы общественно
полезной занятости подростков.
Опираясь на
научные труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, И.С. Кона, И.П. Иванова, В.С.
Мухиной, Е.В. Бондаревской, М.А. Галагузовой, А.С. Прутченкова и др., мы
разработали и реализовали систему занятий по профилактике алкоголизма для
учащихся 8-х классов. В качестве наиболее успешных форм профилактической работы
дети отметили проблемный стол «Я и мое здоровье!», интеллектуальные игры
«Знатоки здоровья» и «Энциклопедия здоровья», конкурсную программу «Мозаика»,
дискуссии «Решим проблему?…» и «Мое здоровье – мое будущее», тренинг «Загляни
внутрь себя», сюжетно-ролевую игру «Суд над алкоголизмом». Наиболее
эффективными методами профилактики алкоголизма стали убеждение, упражнение и
поощрение.
Следует
отметить, что формы и методы, используемые на занятиях, могут изменяться, а их
содержание усложняться и дополняться в зависимости от рассматриваемой ситуации
или проблемы. Используемые нами формы и методы вызывают интерес и стимулируют
активность подростков, создают ситуацию постоянной рефлексии и имеют
долговременное действие.
По результатам
итогового диагностического исследования, проведенного среди участников занятий,
стремление вести здоровый образ жизни и заниматься спортом проявили 83,3%
респондентов, 75% опрошенных подростков настроены на отказ от употребления
больших доз алкоголя, 70% подростков попытаются донести полученную на занятиях
информацию до своих друзей и знакомых. Таким образом, мы подтвердили
результативность использованных нами форм и методов по профилактике алкоголизма
в подростковой среде
|