Туманности - (реферат) Туманности - (реферат)
Туманности - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ

• Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание

Туманности - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Введение

Для людей далекого прошлого Вселенная была, если и не всегда безопасным, но и все же устойчивым миром, созданным, казалось бы, единственно для удобства рода человеческого. Едва ли человек тогда сомневался, что его обитель - Земля занимает главенствующее, центральное положение, тогда как Солнце оправдывает свое существование, снабжая человечество светом и теплом. Сверкающие звезды, приклепленные к вращающейся небесной сфере, рассматривались как элементы космической мозаики, предназначенной для украшения ночи.

Вполне естественно было также, что детали небесного пейзажа стали отождествляться с героями мифологии; это отождествление сохранилось до нашего времени в виде названий групп звезд или созвездий. С течением времени легенды, отражающие самые первые попытки установить свое место в окружающем мире, сменились объективными исследованиями неба.

Астроном-исследователь обнаружил, что Вселенная - это сокровищница, полная открытий, причем каждый новый серьезный вклад в совокупности уже известных сведений ведет к возникновению множества новых нерешенных вопросов, что еще более усиливает интерес к погоне за новыми фактами. Загадки будут, вероятно, возникать до тех пор, пока существуют люди, способные их разгадывать. В ходе истории были открыты объекты всевозможных видов - не только одиночные звезды, но также облака из газа и диффузного

вещества. Эти облака, видимые невооруженным или вооруженным глазом через мощный телескоп, представляют собой туманности. Также в виде туманностей нам представляются далекие галактики.

Далекие туманные объекты - туманности были замечены астрономами еще в XVII веке. О знаменитой туманности Андромеды впервые упомянул современник Галилея С. Мариус в 1612 году. Французский астроном Ш. Мессье, известный своими открытиями комет, чтобы наблюдатели не путали кометы с туманностями (схожесть можно было наблюдать 20-26 марта 1996 года на примере кометы ХИЯКУТАКЕ) составил первый список туманностей, содержавший около 100 объектов, но лишь в 20-x годах нашего века удалось установить, что некоторые туманности - это гигантские звездные системы, находящиеся далеко за пределами нашей Галактики Млечного Пути.

Многие ученые занимались вопросами практического отличия галактики от туманности. Свои теории создавали такие ученые как Т. Райт, Мопертюи, но наиболее продвинулся в этой области в свое время немецкий философ Иммануил Кант. Гипотезу Канта можно рассматривать как логическое развитие идеи Райта на основе физики Ньютона. Но затем Кант делает новый шаг, безусловно, свидетельствующий о его богатом воображении. Трудно сказать об этом лучше самого Канта:

Я подхожу теперь к той части излагаемой теории, которая, давая возвышенное представление о плане мироздания, больше всего делает эту теорию привлекательной. К этому пункту привели меня некоторые простые мысли. Их можно изложить следующим образом. Если система неподвижных звезд, расположенных около одной общей плоскости, как мы видим в Млечном Пути, настолько удалена от нас, что даже в телескоп нельзя различить отдельные звезды, из которых она состоит, если расстояние ее от звезд Млечного Пути относительно такое же, как расстояние Солнца от нас, - словом, если такой мир неподвижных звезд рассматривается наблюдателем, находящимся вне него, с подобного неизмеримо далекого расстояния, то под малым углом зрения этот звездный мир представится глазу в виде слабо светящегося пятнышка - совершенно круглой формы, когда его плоскость обращена прямо к глазу, и эллиптической, когда его рассматривают сбоку. Слабость света, форма и заметная величина диаметра будут резко отличать такое явление, если оно имеет место, от всех звезд, наблюдаемых порознь. Искать это явление среди наблюдений астрономов нам придется не очень долго. Оно было отчетливо отмечено различными наблюдателями. Необыкновенность его вызвала удивление, о нем строили догадки, отдавая дань то диковинным, то мнимо научным понятиям, в действительности, однако, столь же необоснованным, как и первые. Я полагаю, что это звездные туманности, или, вернее, один из видов их, о котором господин Мопертюи [“Discours sur la Figure des Astres”, (“Речь о форме звезд”), Paris, 1742] пишет следующие: “ на темном небесном своде встречаются небольшие слабо светящиеся пятна, несколько более освещенные, чем темные пространства пустого неба, и общее у них всех то, что они представляют собой более или менее открытые эллипсы, свет которых, однако, гораздо слабее любого другого света, наблюдаемого на небе. ”

Кант утверждал, что, если бы “светящиеся пятна” представляли собой звезды гиганских размеров, их поверхностная яркость была бы гораздо больше наблюдаемой. Менее чем через 100 лет английский любитель астрономии Уильям Хаггинс сконструировал первый спектроскоп, пригодный для астрономических наблюдений, и использовал его для систематического изучения звезд и туманностей. Он обнаружил, что спиральные туманности, которые Кант отождествлял с далекими звездными системами, имеют, как предсказывал Кант, непрерывный спектр, подобный спектру обычных звезд. Спектры туманностей, которые выглядели как однородные и бесструктурные пятна даже при наблюдении в более мощные телескопы, наоборот, состояли из отдельных узких и ярких линий. Это были истинные туманности - протяженные облака горячего газа. В соответствии с этим туманности разделяются на внегалактические (туманность Андромеды (рис. 1)) и галактические - облака газа и пыли.

Внегалактические туманности

Истинную природу галактик трудно было установить главным образом из-за колоссальных расстояний до них. Все они, за исключением самых близких, имеют вид туманности даже при наблюдении с крупнейшими телескопами. Фактически до конца XIX в. многочисленные типы туманных объектов (галактические, планетарные туманности, неразрешимые на звезды шаровые скопления, галактики) при наблюдении в телескопы средних размеров были неотличимы друг от друга. К концу XIX в. применение фотографий позволило заметить некоторые различия в их виде. Было установлено, что галактические туманности имеют неправильную, чрезвычайно разнообразную форму; галактики же имеют довольно четкую эллиптическую форму, в которой иногда можно предположить спиральную структуру. Но обе группы именовались “туманностями”. Даже теперь галактики называет “внегалактическими туманностями”. Превалирующие мнение об их природе выразила в 1890 г. Кларк:

Вопрос о том, являются ли туманности внешними галактиками, едва ли нуждается в дальнейшем обсуждении. На него дан ответ самим прогрессом исследований. Можно с уверенностью сказать, что ни один компетентный ученый, располагающий всеми имеющимися доказательствами, не станет придерживаться мнения, что хотя бы одна туманность является звездной, сравнимой по размерам с Млечным Путем. Практически установлено, что все объекты, наблюдаемые на небе (как звезды, так и туманности), принадлежат к одному огромному агрегату.

В 1899 г. были получены некоторые результаты, противоречащие общепринятому мнению, выраженному Кларк. Шейнер (немецкий астроном (1870-1964)) нашел сходство между спектрами туманности Андромеды и Солнца и сделал на этом основании вывод, что туманность Андромеды, возможно, является

обширной совокупностью звезд, подобных Солнцу. Он же высказал гипотезу о принципиальном сходстве нашей системы и т. Андромеды: по его мнению, ядро т. Андромеды могло быть аналогично совокупности звезд, окружающих Солнце, а ее спиральные ветви - облакам Млечного Пути. В дальнейшем интерес к проблеме возрос благодаря появлению фотографий множества туманностей, главным образом со спиральной структурой. Они показали, что туманностей несравненно больше, чем предполагалось ранее.

Фотографии не давали ключа к разгадке физической природы спиралей. Последующие два десятилетия разнообразные исследования подтвердили мнения, что спиральные туманности являются небольшими объектами, расположенными в пределах системы Млечного Пути или очень близко от нее.

Спектроскопические наблюдения Шейнера, хотя они были совершенно правильными, в значительной степени потеряли свою ценность после того, как Слайфер (американский астроном (1875-1969), челен Национальной АН. Научные работы в области астроспектроскопии. ) открыл отражательный спектр туманности в Плеядах (рис. 3), относительно которой было определенно известно, что она принадлежит Млечному Пути. Слайфер писал:

Это наблюдение туманности в Плеядах навело меня на мысль, что туманность Андромеды и подобные спиральные туманности могут состоять из центральной звезды, окруженной и затемненной клочковатой и разряженной материей, которая сияет отраженным светом центрального солнца.

Фотографические изображения сгущений в спиральных туманностях также казались туманными даже на фотографиях, полученных с 60-дюймовым телескопом. Ричи (американский астроном и конструктор телескопов (1864-1945)) писал о них в 1910 г. :

Все эти спиральные туманности состоят из большого числа нерезких звездообразных

сгущений, которые я буду называть туманными звездами. Они, вероятно, представляют звезды в процессе их формирования.

В 20-е годы стало известно, что этот туманный вид сгущений объясняется несовершенством наших инструментов. В 1920 году Сирс (американский астроном (1873-1964), член Национальной АН)) на основе распределения и светимости звезд оценил поверхностную яркость нашей Галактики и нашел, что она гораздо меньше, чем у спиральных туманностей. Он сделал вывод, что

.... спиральные туманности отличаются от галактической системы и либо являются туманностями, либо должны иметь намного большие размеры, или же состоят из большего числа или из более ярких звезд.

Поскольку предполагалось, что спиральные туманности, если они являются галактиками, подобными Млечному Пути, должны иметь приблизительно такие же размеры, то первая возможность представлялась более правдоподобной. Ошибка крылась между тем в недооценке размеров нашей Галактики. Окончательное доказательство истинной природы туманностей могло быть получено, если бы удалось измерить расстояния до спиралей: расстояния, сравнимые с размерами Млечного Пути, указали бы, что туманности находятся за пределами галактики, и, следовательно, подтвердили бы теорию островных вселенных.

Галактические туманности
    “Дыры” в небесах

Существует много видов галактических туманностей. Их объединяет то, что они представляют собой большие концентрации межзвездного вещества, которое легко обнаруживает свое существование в виде темных или светящихся пятен. Существование темных областей в Млечном Пути было известно астрономам с тех пор как английский астроном Вильям Гершель провозгласил: “ Несомненно, это дыра в небесах! ” И прошло немало времени, прежде чем они были правильно объяснены. В 1903 году Кларк писала:

О том, что темные звезды существуют поодиночке и группами, как и темные туманности, мы заключаем почти с неизбежностью; но эти провалы в Галактике не могут быть занесены в число проявлений темной материи. Они, наоборот, являются тем, чем кажутся, - промежутками беззвездного пространства между соседними звездными облаками и свидетельствуют о процессах распада облаков, и продвигающихся невероятно медленно к своему невообразимому концу.

А в 1919 году Барнард (американский астроном (1857-1923), член Национальной АН) заметил:

Я сначала не верил в существование этих темных поглощающих масс. Доказательства их реальности не были до конца убедительными. Однако позднее, после изучения полученных мною фотографий и особенно после визуального исследования некоторых темных областей, я пришел к выводу, что многие из этих пятен вызваны не просто недостатком звезд, но являются реальными поглощающими свет телами, более близкими к нам, чем далекие звезды.

Барнард создал каталог темных облаков. Он подтвердил ранее подмеченное обстоятельство, что темные туманности имеют сильную тенденцию располагаться вдоль галактического экватора (пересечение плоскости Галактики и небесной сферы). Примером темных облаков служит туманность Конская голова в Орионе (Рис. 5).

Эмиссионные туманности

Бросающейся в глаза особенностью эмиссионных туманностей (туманность Ориона (Рис. 4) и Трехраздельная туманность (Рис. 7) принадлежат этому типу) является множество ярких эмиссионных линий в их спектрах. Эти спектральные линии являются как бы опознавательными “ярлыками”. Именно эти линии и привели к открытию туманностей во всех частях Млечного Пути и даже в далеких галактиках. Наилучшим образцом эмиссионной туманности может служить туманность Тарантул в Большом Магеллановом Облаке (Рис. 9). Туманности в Малом Магеллановом Облаке менее яркие и менее заметные (Рис. 11). Эмиссионная туманность излучает свет, характерный для вещества, из которого она состоит, если ее подходящим образом освещает звезда. Мы можем себе представить звезды как гигантские фонари, которые освещают смесь флуоресци-рующего вещества (атомы) и отражающих свет частиц (пыль). Непрерывные спектры эмиссионных туманностей, по-видимому, образуются не только вследствие отражения света от пылинок, но также в результате эмиссионных процессов, в которых принимают участие тяжелые атомы. Если свет “фонаря” богат ультрафиолетом, газ флуоресцирует и появляются яркие линии. Но когда присутствуют лишь сравнительно холодные звезды, то нет того изобилия ультрафиолетовой радиации, которую атом может поглощать и излучать заново в форме видимых ярких линий.

В таком случае звездный свет, падающий на туманность, рассеивается частичками пыли и спектр туманности оказывается простым отраже-нием спектра звезды. Эмиссионные туманности являются истинными туманностями, оправдываю-щими свое название.

Отражательные туманности

Отражательные туманности были открыты Слайфером, который в 1913 году наблюдал спектр туманностей в Плеядах (Рис. 3). Вместо ожидаемых эмиссионных линий он нашел непрерывный спектр, испещренный линиями по-глощения, и заметил, что “.... весь спектр является точной копией спектров ярких звезд в Плеядах”. В этих туманностях свет звезды отражается мелкими пылевыми частицами. Большая часть таких туманностей освещается горячими голубыми звездами высокой свети-мости. Туманности также являются голубыми; по-видимому, они даже голубее, чем освещающие их звезды, т. к. свет звезды, проходя через облака из очень маленьких пылевых частиц, краснеет; следовательно, рассеянный отражаю-щими туманностями свет кажется голубее.

Планетарные туманности

Планетарные туманности выглядят как маленькие, слабо святящиеся диски или кольца, слегка напоминающие диски планеты. Планетарные туманности состоят из газа, но они не являются ни планетами, ни настоящими туманностями, так что вряд ли можно было бы придумать для них менее удачное название, чем это общепринятое. Наиболее известна Кольцевая туманность в созвездии Лиры (Рис. 11), открытая в 1779 году. Она состоит из центральной звезды, окруженной газовой оболочкой. При детальном рассмотрении стано-вится заметно, что на краях сосредоточено больше светящегося вещества, чем в центре, поэтому туманность выглядит как кольцо. Все планетарные туманности расширяются. Их возраст вряд ли может превышать несколько десятков тысяч лет, по имеющимся оценкам; если газовая оболочка сбрасывается старой звездой (а это, вероятно, так), вещество оболочки не может продолжать светиться много дольше ста тысяч лет или около того. По одной из теорий планетарные туманности порождаются звездами - красными гигантами, сбрасывающими в пространство свои внешние слои, так что центральные звезды планетарных туманностей представляют собой ядро красных гигантов. Идея сброса оболочки хорошо согласуется с предполагаемой эволюционной последователь-ностью, хотя отнюдь нельзя с уверенностью считать, что каждая нормальная звезда неизбежно порождает планетарную туманность на поздних этапах своей жизни.

Еще немного о туманностях.

Существуют еще несколько видов туманностей, на которые они разделены, например, диффузные туманности. Такие диффузные туманности, как туманность Ориона (Рис. 4), Киля (Рис. 12), Трехраздельная (Рис. 13) - это сложные

неправильной формы образования, газ и пыль которых тесно связаны между собой. Существуют, наконец, туманности, представляющие собой конечный продукт звездной эволюции. Среди них наиболее известна Крабовидная туманность (Рис. 14). Почти все прочие объекты такого типа имеют значительно больший возраст, и поэтому их особенности не так отчетливо выражены. В любом случае Крабовидная туманность с необычайным пульсаром в центре - представ-ляется исключительным объектом. У волокнистой туманности Лебедя (Рис. 15) хорошо заметна дугообразная форма светящегося вещества; все говорит о том, что это - остаток взрыва сверхновой, происшедшего в доисторические времена.

Бывают туманности, связанные с процессом рождения звезд. Тоже можно сказать об обычных газовых, или галактических, туманностях, таких, как созвездие Ориона (Рис. 4). В глубине этой туманности находится инфракрас-ный источник, известный под названием “объект Беклина”, постоянно скрытый от земного наблюдателя веществом туманности. Это либо очень молодая звезда, либо какой-то чрезвы-чайно мощный объект со светимостью, не менее чем в миллион раз превышающий светимость Солнца.

Однако узнать, что это на самом деле, не представляется возможным: изучению доступно только инфракрасное излучение объекта, спо-собное пройти сквозь туманность и достичь Земли. Многие вопросы, связанные с туманностями, остаются открытыми и, наверное, новые вопросы будут возникать постоянно в процессе изучения.